Сталкер - еженедельный обзор российского интернета
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО РОССИЙСКОМУ ИНТЕРНЕТУ
Сталкер


RB2 Network

RB2 Network

Гостевая книга

АРХИВ

Б.Левин. Хождение за три моря

А.Жусупов. Оптимальные формы мышления

А.Силаев. Что ты, сука, понимаешь в котятах?

А.Ферапонтов. Столбистские байки

В. Габелев. Школа выживания. Как прожить в Москве без денег

А.Силаев. Мелкое преступление, гуманное наказание

А.Бабий. Сталкер

В.Габелев. Миниатюры

Л.Петренко. Духовные корни столбизма

Е.Цывунин. Что такое интернет-маркетинг

Е.Цывунин. Счетчики и статистика на красноярских сайтах

В.Габелев. Стихи

Отец Федор (Романюк). Ленин (с христианской точки зрения)

Фотоконкурс!

В.Горелик. Последний

О.Самойленко. Большой ринг

Н.Л.Терский. Столбы и национальная культура

А.М.Жусупов,.Е.И. Крамида. Некоторые актуальные задачи современности

Серго и Чиж. Грушинский фестиваль

Илья Наймушин. Help!

Лилия Подберезкина. О языке столбистов

Виталий Шленский. Хайямизмы

Мемориал В.Теплыха

Евгений Данилов. У пиратов длинные руки, но короткие ноги

Сергей Калинин, Владимир Фриденберг. Чтоб не пропасть поодиночке...

Молодые художники Красноярска

Персональная выставка Василия Слонова

Безумству храбрых поем мы песню

Витая пара, или как купить хаб в Красноярске

Обеспечение электромагнитной безопасности при эксплуатации компьютерной техники

Роберт Кроль. Бенешовские хроники. Часть 1.

Роберт Кроль. Бенешовские хроники. Часть 2.

Роберт Кроль. Бенешовские хроники. Часть 3.

Роберт Кроль. Бенешовские хроники. Часть 4.

Роберт Кроль. Бенешовские хроники. Часть 5.

Роберт Кроль. Бенешовские хроники. Часть 6.

Двигатель вашей сети

Сергей Косыгин. Бег.

Go! Go! Go!
Русский Журнал
EZHE PRAVDA

<< | Красноярск | Мысли вслух | MrDeSign | >>

25 января 1999 года

Гость

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ

ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

В РАМКАХ АПРОБИРОВАНИЯ КУРСА ВЫРАБОТКИ ОПТИМАЛЬНЫХ

ФОРМ МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ШКОЛ

  

Разработал Жусупов А.М.

 

Красноярск 1997г.

  

 

Постановка проблемы

Постановку проблемы начнём с психологического анализа влияния организации различных форм мышления и памяти отдельно взятого человека на состояние всего общества в целом.

Д.Бродбент в 1977г. сообщил о первых результатах анализа особенностей мыслительных процессов при управлении очень сложной компьютерной моделью экономики Великобритании.

Более поздним и более полным является исследование Д. Дёрнера, в котором испытуемые должны были в течении "10 лет" управлять небольшой административно - хозяйственной единицей - вымышленным городом "Лохаузен", который был реализован с помощью вычислительной машины как сеть из примерно 1200 взаимодействущих экономических, экологических, демографических, психологических и политических переменных.

Испытуемые могли вызывать любую исходную информацию о состоянии системы, должны были оценить её и предпринять адекватные действия, направленные на процветание "Лохаузена" и увеличение благополучия его жителей. Компьютер отслеживал изменения в модели города и по мере необходимости выдавал информацию, на основании которой нужно было осуществлять новые управляющие воздействия.

В этой работе выявились, в частности, резкие индивидуальные различия между испытуемыми, одни из которых могли очень быстро довести подвластную им территорию до экономической и социальной катастрофы, тогда как другие оставляли "Лохаузен" после "десятилетнего правления" процветающим городом с решённой жилищной проблемой, трудоустроенной молодёжью и т.д. Анализ индивидуальных данных свидетельствует: причины различий кроются в особенностях организации памяти испытуемых. Те из них, кто легко добиваются успеха, имеют в своём распоряжении большее число абстрактных схем действия, которые, кроме всего прочего, хорошо координированы друг с другом. Испытуемые, кончающие решение этой задачи с отрицательными балансами, опираются на очень специфические и конкретные единицы памяти.

Процессы решения реальных жизненных задач обнаруживают гораздо более выраженную взаимосязь между использованием наглядно - действенных средств репрезентации и преобразованием проблемной ситуации, чем это допускается в рамках компьютерной метафоры. Наглядно - действенная составляющая мышления важна не только для политиков, экономистов, менеджеров, но и для учёных. Л.Инфельд, учёный с мировым именем, писал: " Фарадей и Бор обладали богатым воображением и были наделены гениальной прозорливостью. Фарадей видел силовые линии электрических и магнитных полей, тогда как для остальных там существовала пустота, свободная от физических проблем. Достаточно один раз услышать Бора, видеть движения его рук, образы и модели, которые он воспроизводит, чтобы понять, что Бор действительно видит, как построен атом, что он мыслит образами, непрерывно возникающими перед его глазами." Подробно эти вопросы освещены в работах Р. Шепарда, Ж. Адамара, М. Вейтхаймера, Ф. Джонсон - Лэйрда и др.

В библиографии приведена скромная толика той литературы, которая выходит во всём мире в рамках проблемы интеллектуализаци большими тиражами и на разных языках. Я думаю, это уже хороший показатель того, насколько актуальны, насущны проблемы улучшения памяти, продуктивности скорости чтения, постановки мышления для всего человеческого общества.

Не надо проводить специальные научные исследования для того, чтобы представить, каково социальное, политическое, психологическое и экономическое состояние нашего современного общества. Его проблемы кровоточат в прямом смысле. Эти проблемы не привнесены извне, они - порождение систем управления, законодательства и отношений между людьми. В обществе ясно видны дефициты доброжелательности, сотрудничества, взаимной уступчивости, высокой культуры. Постепенное усложнение экономических, политических, социальных связей, количественный их рост, привели к тому, что тот уровень и самостоятельность мышления, которые формируют сейчас школа и ВУЗ, недостаточны для нахождения эффективных решений в любой сфере жизни общества. Решения задач эффективны в том случае, если внедрение их в жизнь впоследствии приведет к улучшению параметров жизни всего или подавляющего большинства населения страны. Сейчас мы видим обратную картину: решения, чаще всего, вообще не могут быть приведены в жизнь, а если и проводятся, то приводят к улучшению жизни небольшой части населения, и, в то же время, к ухудшению жизни остального, подавляющего большинства населения.

Абстрактное моделирование процессов, одновременное удержание многих параметров и их достаточно полный анализ просто невозможны для людей с так поставленным мышлением. Это приводит к тому, что люди достаточно быстро теряют взаимное доверие, доброжелательность и уступчивость. И это происходит не потому, что люди плохие или они хотят навредить друг другу, а потому, что в прямой зависимости друг с другом находятся десятки людей, и если хотя бы один из них поставлен в безвыходное положение, его невыполненное обязательство немедленно отражается на состоянии дел десятков других людей. Из-за непродуманного законодательства, системы, даже не экономики, а элементарных выплат, точнее невыплат, зарплат, всегда находятся те, кто не могут выполнить обязательств или вовремя приобрести необходимое. В свою очередь это служит благоприятной почвой для ханжества и стяжательства. Понятно, что подобные отношения начинают формировать такую культуру, при которой подавление или уничтожение другого становится не только желательным, но и необходимым. Размежевание страны на независимые области и регионы при таком "управлении" просто вопрос времени и скорости истощения дешёвых природных ресурсов.

Здесь я вижу конкретную нерешённую социальную проблему: существует дефицит достаточно подготовленных для эффективного и качественного управления кадров. Актуальна и проблема психо-соматических расстройств у детей и взрослых. Загруженность мозга у людей приводит к быстрой утомляемости, хронической усталости, к сбоям в работе мозга, как следствие - к шизоидальным состояниям и психо-соматическим расстройствам. О последствиях для здоровья человека и о социальном и психологическом дискомфорте жизни рядом с таким человеком, я думаю, не надо даже говорить. Стандартные методы обучения, которые основаны, как правило, на неверных и непродуманных посылках, в сочетании с высоким мастерством и добросовестностью большинства преподавателей, приводят к тому,   что формируется такая форма мышления, при которой происходит концентрация распознающих и идентифицирующих процессов в центральных областях и механизмах мозга. Такое перераспределение нагрузок между периферическими и центральными механизмами мозга приводят не только к очень низкой продуктивности его работы, но и к тому, что практически на каждую единицу работы используются почти все ресурсы, вызывая хроническое состояние их истощённости, обуславливая высокие пороги торможения и возбуждения процессов в мозге. Всё это и приводит к тому, что любая нагрузка становится черезмерной, а сколько - нибудь значительная приводит к недееспособности, болезненному состоянию.

Продолжая разворачивать и формулировать социальную проблему, нужно сказать, что обществу необходимы не просто кадры, которые могут быстро и качественно создавать и работать с очень большими абстрактными моделями, огромными информационными потоками, получать эффективные решения, самостоятельно работать, но и физически и психически здоровые люди, создающие рядом с собой комфортную психологическую атмосферу для всех. Необходио уменьшить количество случаев шизофрении и психо - соматических расстройств.

Рассмотрим социальную проблему в педагогическом, психологическом, психофизиологическом аспектах. Педагогический аспект: обществу необходимо, чтобы произошли качественные изменения в уровне подготовке выпускников школ. Для этого должны произойти качественные изменения в методиках преподавания, содержании материала и в самой классно - урочной системе.

Психологический аспект: нужно выбрать такую форму мышления, который позволил бы увеличить продуктивность интеллектуальной деятельности человека, улучшить его память, ускорить обработку больших объёмов информации, уменьшить количество ошибок, сделать стабильным психо - соматическое состояние.

Психофизиологический аспект: показать закономерности формирования форм мышления в мозге человека, выявить оптимальные способы мышления, понять и сформулировать принципы создания методик и курсов, позволяющих вырабатывать у учащихся такое мышление.

Формулировка задачи

Исходя из поставленной проблемы сформулируем аспекты задачи.

Психофизиологический аспект: показать, что структурная организация мозга может быть различной, принимать разные формы при одном и том же виде мышления; выяснить, как происходит становление структур и их взаимосвязей; выявить различия параметров мышления и нагрузок на мозг при различных организациях межструктурных связей; найти и показать взаимосвязь между формами обучения, темпом подачи знаний, характеристиками элементов учебного материала (величиной и степенью общности блоков знаний, порядком подачи, внутренним языком) и видом психофизиологической формы мышления, которая при этом образуется.

Психологический аспект: найти параметры и способы контроля скорости и качества мышления, повысить по этим параметрам уровень интеллекта в экспериментальной группе, т.е. улучшить память, мышление, логичность, воображение, аккуратность, последовательность, продуктивность мышления.

Педагогический аспект: разработать тематическое планирование по предметам, систему поурочных планов, найти формы взаимодействия с учеником (игровая, поощрительная и т.д.), ценностные ориентации учителя и ученика в микрокосме класса. Для родителей показать в конкретных формах возможности подготовки детей к школе, отработать и рекомендовать методические пособия и разработки, учебники.

Психофизиологическое обоснование

При теоретическом исследовании психофизиологии мозга наиболее удобно использовать подход, основаный на анализе математической теории информации.

Математическая теория информации - это наука, которая изучает взаимодействия информационных систем в рамках сети, т.е. обмен между уже готовыми источниками сообщений, структура которых, как сигналов, заранее известна, устройство приёмника и передатчика тоже известны. Построеные на этих принципах теории хорошо разработаны и широко известны. Это прежде всего теории, связанные с разработкой искусственного интеллекта: теории лингвистического и синтаксического анализа, теории конечных, бесконечных, вероятностных автоматов, теории распознавания образов т.д. Так построенные теории используют квантование единиц информации по уже заведомо известному принципу. В дальнейшем принципы и выводы этих теорий будут использованы нами при разработке методик, курсов и пособий, но сейчас нам важен сам подход к толкованию понятия "информация",принятый в этих теориях. Известен и другой подход: воздействие приходит в мозг, и он, в меру своего устройства и состояния, расшифровывает это воздействие как сообщение, т.е. информационная система преобразует воздействие в сообщение и, переорганизовав его в меру своих возможностей, расшифровывает как информацию. При таком подходе единицы сообщения и информации не связаны, одно и то же сообщение в разные моменты времени вызывает разные реакции, в каждый данный момент времени реакции зависят от состояния системы в целом, ее тезауруса в частности. Оба подхода не противоречат друг другу и включают друг друга. Но в рамках этих двух подходов формирование интеллекта, обучение, можно строить двумя различными способами. Либо сначала выделять элементы информации, а потом учить составлять из них целый образ, например, сначала учить буквам -потом из букв составлять слоги,учить слоги - из слогов слова и т.д. Либо начинать работать с полной ситуацией, а затем дробить её на составные элементы и вычленять их, например: образ - фраза, образ - фраза - набор слов, образ - фраза - слово - набор букв.

Теперь можно показать, используя данные нейрофизиологии, психофизиологии, физиологии высшей нервной деятельности человека, что второй способ больше соответствует принципам устройства и работы человеческого мозга. И, следовательно, в основу обучения нужно положить второй принцип.

Мозг начинает формироваться с прямых непереключающихся связей между большими группами нейронов, центрами, затем между этими центрами устанавливаются дополнительные промежуточные связи. Ведущий специалист в области анатомии мозга человека С.Б.Дзугаева в своих работах отмечает:

"В каждой анализаторной системе ... все периферические звенья содержат в своём составе наряду с переключательными непереключающиеся рецепторно - корковые пути"[4,стр. 25].

"Наличие прямых непереключающихся связей периферических звеньев анализаторов с полями коры конечного мозга обнаруживается в онтогенезе человека довольно рано, их развитие связано с формированием корковых формаций" [4,стр.25].

"Формирование корково - подкорковых, корково - стволовых, и рецепторно - корковых путей идёт в направлении установления более широких связей с филогенетически новыми структурами."[4,стр.25] "Разнообразие и сложность анатомических путей анализаторных систем, обеспечивающих взаимодействие различных уровней мозга, является морфологической основой компенсаторно - приспособительных возможностей центральной нервной системы. Усложнение в онтогенезе человека проводящих путей анализаторных систем связано с прогрессивной дифференцировкой и развитием большого мозга, благодаря чему расширяются и их функциональные возможности, обеспечивающие и их нарастающее совершенствование интегративной деятельности мозга у детей старшего возраста и взрослых."[4,стр.61] "Надо думать, что прямые пути, находящиеся в составе периферического звена анализатора, создают преднастройку корковых нейронов для восприятия тех импульсов, которые идут по переключательным звеньям к корковому концу зрительного анализатора. ... прямые пути, находящиеся в составе периферического звена анализатора, создают преднастройку корковых нейронов для восприятия, ... играют существенную роль в предпусковой интеграции, когда по перекючательным звеньям поступает основной поток зрительной информации, являющийся пусковым стимулом, а прямые, непосредственно идущие пути несут к корковым нейронам предпусковую сигнализацию."[4,стр.61] "По мере усложнения развития структуры мозга интеллект ребёнка также развивается всё больше и больше."[4,стр.201] "В онтогенезе мозга человека ассоциационная система обнаруживает наибольшее развитие. С возрастом шире и разнообразнее становятся их связи с корковыми концами различных в функциональном отношении анализаторных систем, что несомненно связано с дифференцировкой всей ассоциационной системы в целом."[4,стр.202]

Делая резюме вышесказанному можно сказать, что принцип настройки и формирования мозга идёт от более общего и грубого к всё более тонкому, дифференцированному распознаванию и движению. Например, вначале ребёнок видит, осознаёт, представляет себе комнату вообще, в целом, а затем выделяет в ней предметы, потом форму предметов, их цвет и т.д. Или: вначале он совершает произвольные, но хаотичные движения, затем всё более оптимальные и рациональные. Напомню, что изначально под произвольностью понимается то, что имеет уже известные начало и конец.

Сначала идёт создание как бы скелета взаимосвязей в мозгу: прямые, быстрые проводящие пути, затем к этому остову прикрепляются остовы крупных деталей, затем доращиваются остовы более мелких деталей и т.д., которые становятся звеньями более медленных путей и функционально больше и больше проявляют детали.

Остов делает преднастройку того, что мы будем воспринимать, какой образ будет создаваться ценральными механизмами, или это, так сказать, центральный буфер, в который будут уложены все более мелкие детали, которые и создадут целостный, проработанный в деталях, образ.

Итак, мозг вначале создаёт целостный смысловой образ, а потом вычленяет детали образа, смысловые блоки, обороты речи, затем фразы, предложения, слова, слоги, звуки. И, в то же время, он идёт от элементарного: например, при чтении сначала воспринимается смысловой образ из звука, а затем из их сочетаний: слогов, слов, предложений.

Рост и прирост связей в мозге идёт не только в смысле образования проводящих путей от периферии к конечному мозгу, не только в смысле образования связей между полями и структурами мозга, но и в смысле образования связей между нейронами. И в этом смысле происходит фиксирование структур для обработки сообщений. Происходит не просто установление условных связей по уже готовым путям, но и идёт фиксирование способа обработки сообщений в усложнении структур за счёт межнейронных связей. "Сигналы (электрические сигналы нейронов - вставка моя) сами по себе не наделены специфическими свойствами, так как они стереотипны и принципиально одинаковы во всех клетках."..."Качество или значение сигнала зависит от того, где берут начало и где оканчиваются нервные волокна, т.е. от их связей."..."Разные их (нейронов) способности и разный смысл сигналов обеспечиваются особым характером их соединения друг с другом." [5.стр.17] "Сведения об изменениях в поведении, указывающие на существование критического периода чувствительности к депривации или аномальному восприятию, были известны относительно давно. Более поздние опыты позволили, однако, отнести нарушения физиологических сигналов за счёт станций переключения в коре, а не нижележащих отделов нервной системы. Существует обширная литература о других сложных поведенчиских актах у животных, при исследовании которых тоже обнаруживаются периоды повышенной чувствительности. Примером может служить феномен запечатления (импринтинга)."[5.стр.389] К этому можно добавить описания случаев, когда человеческие дети вырастают среди диких животных: такие дети всегда остаются ближе к животным, среди которых выросли, чем к человеку, практически не переучиваются.

Способы обработки сообщений и превращение их в информацию закрепляются в онтогенезе установлением связей, ростом структур мозга. Выделение самых "элементарных единиц информации" и обучение по принципу "от частного к общему" приведёт к тому, что преднастройка мозга будет физически устроена так, что всегда будут прежде всего идентифицироваться эти простые элементы, а затем из таких элементов будут составляться более сложные объекты. Это приведёт к тому, что, во - первых, сложный объект каждый раз будет одним и тем же, гибкость мышления за счёт рекомбинаций будет практически отсутствовать, во - вторых, центральные механизмы будут использованы для распознавания каждого элемента отдельно, а затем слияния их в один образ. Можно представить себе, насколько это усложнит обработку и идентификацию сообщений и воздействий, повысит пороги реактивного и центрального торможения, усилит утомляемость в условиях дефицита времени. Тем более, если учесть, что большинство объектов распознаются как совокупность не очень большого числа элементов, и совсем не нужно опознавать все элементы, и их распознавание можно вынести за пределы центральных механизмов, мобилизующих огромные ресурсы. Например, если, обучая читать, мы научим сначала опознавать буквы, потом слоги и т.д., то человек будет каждый раз сначала узнавать все буквы в слове и составлять из них слоги, потом из слогов слово и т.д. Причём, во - первых, он будет плохо понимать смысл фразы, во - вторых, количество слов, прочитаных в единицу времени, будет значительно меньше, чем при блочном чтении, и в - третьих, ребёнок будет быстро утомляться.

Рассмотрим вышесказанное с точки зрения физиологии высших нервных процессов. Отметим, что в мозге идёт процесс "обобщения условной реакции с лежащим в основе его явлением статической иррадиации реактивности, возбудимости, готовности к действию при пробе, превращающейся в динамическую иррадиацию нервного возбуждения. Но это уже не просто обобщение, элективная иррадиация, не просто диффузная иррадиация, а элективное обобщение, элективная иррадиация, что особенно бросается в глаза, когда мы имеем дело с динамической передачей сложных раздражителей, с явлениями сложного синтеза."[6.стр.293]

Проще говоря, в [6.] собран огромный материал, из которого ясно видно, что навыки, выработанные во второй сигнальной системе, однозначно определяют контрольные реакции в первой сигнальной системе, и, наоборот, навыки, выработанные в первой сигнальной системе, однозначно влияют на контрольные реакции во второй. Например, если выработан стереотип действия: вначале делить на элементы, а потом составлять целое при чтении, это повлияет и на способ произвольных движений рук, движения рук будут не сиюминутно рациональными, а как бы составленными из элементов.

Таким образом, научив выделять элементы, а не целостное понятие в целом, а потом из этих элементов строить более сложные, мы распространяем этот навык по всем системам мозга.

И потом уже практически невозможно будет учить работать с целостными моделями процессов и вычленять из них элементы.

Такие модели просто негде строить, все центральные буфера и механизмы будут заняты обработкой элементов. Далее, творческое мышление предполагает, что модель нужно уметь перегруппировывать из каждый раз новых элементов и получать аналогичную по сути, но другую по содержанию модель, уметь перестраивать взгляд, варьировать. Таким образом,при обучении "от простого к сложному" мы лишаем ребёнка возможности мыслить творчески.

Теперь можно сформулировать те принципы, на которых мы будем строить курсы обучения и методики.

Первое - обучение должно идти от смыслового более общего, структурно более простого, всегда к этому общему, но стуктурно более детализованному, более проявленному. Например, при обучении чтению - от фраз из звука: "А - а - а", "О - о - о", к фразам из сочетаний звуков: "На", "Он", и т.д.

Второе - размер буфера будет зависеть от величины смыслового блока, в контексте которого он употребляется. Фраза "А - а - а" должна употребляться в контексте общей ситуации, например, где плачет девочка над сломанной игрушкой. Тем самым резервируется буфер под большой смысловой блок, обеспечивая чтение блоком, с очень большой скоростью в словах.

Третье - способ обработки сообщений закрепляется в мозге с помощью роста структур. Методики должны учитывать законы взаимного прорастания структур после воздействий и то, что раз сформированную общую структуру практически уже нельзя переделать. Грубо говоря, научить, может быть, трудно, но можно почти всегда, а переучить почти всегда невозможно.

Четвёртое - учитывая, что происходят последовательные рост и усложнение структур и связей, необходимо и обучающие воздействия производить последовательно. Не пытаться использовать механизмы мозга, работа которых ещё структурно не готова. Воздействия должны быть ясными, чёткими, не интерферировать. Например, нельзя обучать расставлять знаки препинания, если не сформирован навык распознавания интона- ционных фраз.

Пятое - для того, чтобы лучше проявить и закрепить буфера и подбуфера, нужно обучаемому предъявить наибольшее количество вариантов данного смыслового блока. Учитывая, что подбуфер можно начинать формировать только после того, как сформирован основной буфер (см. "четвёртое"), при обучении чтению буфера для слогов могут быть сформированы только после того, как сформирован буфер под слово.

Шестое - необходимо выбрать такие параметры показателями успешности обучения, которые возможно полнее отвечали бы этим принципам, а именно: характеристики беглости чтения, уровня абстрактности математических объектов и работы с ними, письма, желания учиться, интереса, свободы деятельности, качества работы и результатов, их оценка. Необходимо найти и обосновать способы их измерения и оценки.

Возможные побочные эффекты предлагаемой технологии обучения:

Возможность более лёгкого обучения для всех детей, но особенно для тех, кого сейчас относят к трудно обучаемым: детей с обширными поражениями головного мозга, олигофренов, дебилов, детей с нарушениями речи. Это будет происходить за счёт переорганизации связей структур мозга. Более быстрое и лёгкое изучение иностранного языка, за счёт того, что детям проще работать с новыми знаками. Легче будет решать математические задачи вследствие более рациональной организации буферов и подбуферов, большего числа абстрактных схем действий, большей абстрагированности объектов доступных обучаемому. Дети станут более грамотными за счёт увеличения чувствительности к лексике, синтаксису и семантике. Чтение должно иметь большую скорость и осуществляться смысловыи блоками.

 Ускорение информационного обмена, рост интеллектуальной ёмкости в современной технологической культуре повлекли за собой возросшие требования к уровню интеллекта выпускников школ. Выросшие в количественном и качественном отношении связи между субъектами управления, нагрузки на тех, кто занимается управлением, огромный объём потерь, как следствие субъективных ошибок при управлении и планировании. Рост методического мастерства учителей, усложнение программного материала и рост его объёма, приводят к тому, что начинает сказываться принципиальные ошибки, недоработки в основаниях теории обучения. Ученики находятся в постоянной перегрузке и дифиците времени для отдыха. Как следствие хроническое неусвоение материала. С этим, в основном, связано падение уровня готовности и подготовки поступающих в ВУЗы.

Общие ухудшение экономической, политической, законодательной ситуации связано не с отсутствием природных ресурсов, научной или технической отсталостю общества, а с низкой культурой внедрения технологий, организации управления и строительства.

Смена форм власти не приведёт к автоматическому появлению умных, честных, добросовестных людей.

Школа - это один из определяющих факторов обучения и воспитания. Да обучать будут всегда люди оканчивающие школу несколько деcятилетий назад, и в этом смысле их знания и умения всегда отстают от требований реальной жизни. Невозможно очень быстро менять все кадры в школе. Но отношения ученик - учитель можно организовать так, чтобы процесс обучения протекал к взаимному удовольствию и пользе учителя и ученка, можно было бы получать достаточно хорошие результаты.

Необходимо поставить учителя в такие условия, когда он сможет использовать всё богатство достижений в области обучения, не вникая в те глубокие теоретические посылки, на которых может быть построена современная технология обучения. Мозг как и любой другой орган должен тренироваться для того чтобы вадерживать определённые нагрузки. Это должны быть специально подобранные и упорядоченные упражнения, учитывающие структурированность мозга.

Это позволит ученику развиваться самому, а учителю не загружаться нерешаемыми проблемами в рамках полученного им образования. Вопрос сложности 1. Выучить по пособию 2.

Изенить структуру преподавания с первого класса. Геометрические фигуры "Пифагор" и т.д. Грамматика, математика Скорость чтения Правильное восприятие текстов. Не требует дополнительного разъяснения. Возможность дать более общий материал. Самостоятельность в работе не с более абстрактными, а с более общими моделями. Пространственая память, воображение, логика, мышление. Мыслит логически или математически. Большое число абстрактных схем которые, кроме всего прочего, хорошо координированны между собой  

Высокий уровень сложности технологий и технологических отношений. Другой чем в других странах, большая протяжённость, удалённость объектов, не равномерное распределение природных и людских ресуосов. Требует соответственно и более высокого уровня подхода к обучению.

<< | Красноярск | Мысли вслух | MrDeSign | >>


  

Пишите мне: alex@maxsoft.ru, сообщайте о новых сайтах и замеченных ошибках...




 Нет предела совершенству!

BISER

 

 Designed by MaxSoft © 1998-2001Go! Go! Go!      Красноярские Столбы  участник Rambler's Top100