Сталкер - еженедельный обзор российского интернета
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО РОССИЙСКОМУ ИНТЕРНЕТУ
Сталкер


RB2 Network

RB2 Network

Гостевая книга

АРХИВ

Общие размышления по поводу... и без оного...

Стиль на веб-сайте

Продолжение повести о логотипах...

О шрифтах... Ну и о фонтах, естественно...

Психология восприятия

Психология восприятия. Часть 2

Основные средства и принципы композиции

Модульные сетки...

Продолжение о модульных сетках...

Акценты

Акценты. Приемы и способы акцентирования...

Среда... Но не день недели...

Как обращаться с цветом и тоном в среде...

Тон и цвет. Часть вторая.

Тон и цвет. Часть третья.

Постеры.

Постеры. Часть вторая

<< | Красноярск | Мысли вслух | MrDeSign | >>

8 февраля 1999 года

Mr De Sign

molibog.gif (10662 bytes)

Новости от фирм - создателей программного обеспечения

cor_log.gif (531 bytes)

Ровно 10 лет назад была продана первая коробка с графическим пакетом (тогда его можно было называть просто программой) CorelDRAW. Вот так-то. Юбилей.

Первую версию мне увидеть не удалось. Работать я начал со второй, под Windows 3.0 . Эта была простенькая, но уже вполне серьезная даже по тем временам программа, а если учесть, что FreeHand и Photoshop существовали только в версиях для МАСов - то вообще единственная программа для векторной графики на РС. Для битовой графики использовался PhotoSTYLER 1.0 .

c8log.gif (2097 bytes)Инсталлировался CorelDRAW 2  всего с пяти дискет, и имел свой собственный формат шрифтов WFN. Но уже тогда он был вполне удобен, неприхотлив и имел почти все основные функции, которыми славятся последующие версии. CorelDRAW 3 уже имел в своем составе PhotoPaint, в качестве шрифтов использовал ставший на то время стандартом TTF, улучшенный интерфейс. Ну, а потом новые версии стали выходить регулярно, как журнал - ежегодник. Добавлялись какие-то свойства, эффекты, но его суть оставалась прежней. Версия CorelDRAW 5 стала классической по своей мощи и простоте использования. Ну а потом начали расти размеры пакета, появлялись и исчезали экспериментальные блоки и дополнительные программы пакета (3D Motion в 6 версии пакета),  7 и 8 версии CorelDRAW знают уже все. Это достаточно большие по физическим размерам монстры, заваливающие ваше дисковое пространство всевозможными dll, но и обладающие такой же мощью работы со шрифтами, символами, векторной и битовой графикой.

К сожалению, простота работы со шрифтами в этом пакете сослужила недобрую службу рекламному дизайну. Шрифты коверкали, плющили, сжимали и   растягивали кто как мог без всякой на то нужды. Да и сейчас во многих рекламных объявлениях вы можете это видеть. Да, прошу прощения, не об этом...

box_WebD.jpg (5530 bytes)На сегодняшний день корпорация имеет свыше десяти миллионов зарегистрированных   пользователей. Огромной популярностью пользуются графические библиотеки Corel GALLERY™ Magic в различных комбинациях клипартов (векторных рисунков и всяческих картиночек-заготовок) и HQ-фото. Последний пакет 8 версии имеет столько наворотов, что все уже давно устали в них разбираться... Ну и об вебмастерах не забыли. Пакет Corel® WEB.DESIGNER для вас. Хотя лично я его пока не видел.

Лирическое отступление

С большим удовольствием побродил по Corel GALLERY™ Magic на сайте корпорации (разделы живописи, скульптуры, Камиль Коро, Тулуз Лотрек... Ренуар представлен 14-15 иллюстрациями. Но... большая картинка вываливается с большим знаком корпорации во весь face. Бизнес, блин...

Превьюшечка с ихнего сайту...

498029.jpg (2979 bytes)

Ну а теперь - продолжение повести о логотипах вообще и шрифтах в частности. В том числе и о фонтах формата TTF.

Если вы серьезно подошли к первому шагу создания стиля, а именно определению его концепции, то в общих чертах вы уже знаете, каким должен быть логотип. Повторяю, в общих чертах. То есть вы уже знаете, какую вашу мысль он должен выражать, какими качествами он должен обладать. Логотип может быть солидным, серьезным, легким, игривым, классическим или undergraund, что в данном случае является синонимом к "альтернативный". То есть нарушающий всякие стандарты построения логотипа (но не синонимом "коверкание шрифта"). Тут мерой является ваш художественный вкус. Концепция определит в общих чертах даже группу шрифтов, которые могут быть для этого использованы.

Затем вы начинаете тщательно изучать графемы, использующиеся в логотипе. Что это? Это буква, символ, знак, но не в плане значения или звучания, а то, как выглядит символ. Ну, к примеру, в графемах Р и Ь очень много общего, хотя по звучанию нет ничего даже рядом... Так же графемы С и Э. Ну и другие... Например, программы распознавания текстов в своей основе содержат алгоритмы идентификации графем.

Каждая графема (а следовательно, и весь шрифт) состоит из элементов. Те же Р и Ь, Ы содержат два основных шрифтовых элемента, а в Я добавлен еще один. Вот именно эти элемнты и являются основой для создания логотипа, определяют ритм начетания, его структуру. Например, слово РЫБЫ :o) по направлению движения взгляда по элементам уже содержит некоторое "ныряние в глубину".

fish.gif (1914 bytes)

Это та часть логотипа, которой вы не можете управлять, но которую можете изменять с помощью шрифта. Компьютер позволяет подставлять шрифты в готовое слово, подбирать нужный шрифт. Выбранный вами шрифт должен не только отражать вашу концепцию, но благополучно выглядеть в данном графемном начертании, имеющем свой внутренний ритм. Элемент, выделенный красным, напоминает рыбью чешую... этим можно воспользоваться... Ну и стойки также образуют определенный ритм. Стоит поискать шрифт, в котором эти свойства будут максимально выражены... Плюс цвет, используемый в стиле и логотипе. В данном примере вряд ли будет уместен красный цвет...(потому как рыба - это не совсем мясо...)

Не всегда стоит искать в логотипе "чешую" буквально. Для художественного восприятия логотипа важен образ, может быть, метафора, заложенная в логотипе. В логотипе ЛОГОС (см. прошлый выпуск) я следовал логической цепочке ЛОГОС-СЛОВО-МЫСЛЬ-МУДРОСТЬ и превратил логотип в некую картинку с логикой СОВА-СИМВОЛ МУДРОСТИ (не путать с моим личным логотипом, в который заложен несколько иной, более личностный смысл). Иногда логотип может представлять достаточно абстрактную картинку, но, тем не менее, каждый должен суметь прочитать слово, заложенное в логотипе (поскольку речь в данном случае идет не   о товарной марке, знаке обслуживания или символе).

WP.gif (2610 bytes) © The Washigton Post

В лого газеты Вашингтон Пост использован староанглийский шрифт с целью придания газете образа традиционного стабильного издания. И хотя газета американская, но ощущение английских традиций ( а это в первую очередь консерватизм в хорошем смысле слова - неизменность своих политических и социальных взглядов, что является уже частью имиджа газеты). И это художник смог передать через шрифт в логотипе... Может возникнуть ощущение, что этой газете уже несколько сотен лет. Можете сравнить это с применением нашей отечественной "Ижицы" для создания стиля "под Хохлому"...

Часто логотип выполняется простым шрифтом для более быстрого и четкого прочтения, а для создания индивидуального образа к нему в блок добавляется знак обслуживания (иногда символ).

vt.gif (1809 bytes) © VERITAY TECYNOLOGY. INC.

Иногда используется совмещенный вариант с применением рисунка прямо на логотипе, или какой-то текстуры.

sun.gif (2002 bytes) © SUN

В данных примерах я умышленно не даю фирменный цвет логотипа, дабы не отвлекать от основной мысли статьи.

По своей сути логотип - это не столько слово, сколько уже изображение. Поэтому вполне допустимы и активно используются приемы активного и отрицательного кернинга, ну и вообще более свободное использование символа как средства графики.

micado.gif (3197 bytes) © Mr De Sign 1995


Следующим моментом в практике разработки логотипа является учет "зрительной зоны" символов и вытекающее отсюда композиционное равновесие логотипа. В свое время масса художников из сферы наглядной агитации (был такой способ рекламы КПСС) использовали при написании шрифтов равномерную разметку, не учитывая вот эту самую визуальную зону, не учитывая "открытость" знаков и психологию восприятия.

Например, символы С, Е, Г, Р "открыты" в правую сторону, а З, Э, Я - в левую. Есть и симметрично "открытые" знаки - О, Ш, Н, П, хотя по логике их лучше назвать закрытыми симметрично. Мы читаем слева направо, и психологически это направление является для нас комфортным. Ну и понятно, что взгляд скользит на "открытых вправо", и тормозит на "открытых" влево... Что дает нам удобство или дискомфорт восприятия.

open_clo.gif (1018 bytes)

Пример визуальной зоны воздействия символа...

vis_zone.gif (2612 bytes)

Я думаю, все понятно из примера. Это особенно актуально при применении ручной графики и фотонабора. В компьютерных шрифтах (фонтах) это обстоятельство во многом учтено, но контролировать начертание логотипа на сей предмет все таки нужно...

Пример растягивания символов и кернинга.

1. Нормальный вид

l1.gif (949 bytes)

2. Клинический случай растягивания шрифта

l2.gif (1733 bytes)

3. Нормальный прием употребления кернинга без "мордования" шрифта.

l3.gif (1002 bytes)

Этот момент настолько проник в нашу жизнь (откройте "Комок", "Сегодняшнюю газету" или "Всем! Всем! Всем!"), что комментарии излишни... но тем не менее они будут).


К сожалению, мне не хватает писательского умения Алексея Бабия, и я опять не укладываюсь в отведенные мне рамки одной страницы...

(Алексей Бабий: Я тоже часто не укладываюсь. Так что пиши от души, сколько хочешь :о))

В следующий раз разговор пойдет о культуре шрифта, шрифтах вообще и фонтах TTF в частности...

За сим, с уважением...   MrDeSign
(продолжение следует...)


mr.gif (8652 bytes)


<< | Красноярск | Мысли вслух | MrDeSign | >>


  

Пишите мне: alex@maxsoft.ru, сообщайте о новых сайтах и замеченных ошибках...




 Нет предела совершенству!

BISER

 

 Designed by MaxSoft © 1998-2001Go! Go! Go!      Красноярские Столбы  участник Rambler's Top100