Сталкер - еженедельный обзор российского интернета
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО РОССИЙСКОМУ ИНТЕРНЕТУ
Сталкер


RB2 Network

RB2 Network

Гостевая книга

АРХИВ

Б.Левин. Хождение за три моря

А.Жусупов. Оптимальные формы мышления

А.Силаев. Что ты, сука, понимаешь в котятах?

А.Ферапонтов. Столбистские байки

В. Габелев. Школа выживания. Как прожить в Москве без денег

А.Силаев. Мелкое преступление, гуманное наказание

А.Бабий. Сталкер

В.Габелев. Миниатюры

Л.Петренко. Духовные корни столбизма

Е.Цывунин. Что такое интернет-маркетинг

Е.Цывунин. Счетчики и статистика на красноярских сайтах

В.Габелев. Стихи

Отец Федор (Романюк). Ленин (с христианской точки зрения)

Фотоконкурс!

В.Горелик. Последний

О.Самойленко. Большой ринг

Н.Л.Терский. Столбы и национальная культура

А.М.Жусупов,.Е.И. Крамида. Некоторые актуальные задачи современности

Серго и Чиж. Грушинский фестиваль

Илья Наймушин. Help!

Лилия Подберезкина. О языке столбистов

Виталий Шленский. Хайямизмы

Мемориал В.Теплыха

Евгений Данилов. У пиратов длинные руки, но короткие ноги

Сергей Калинин, Владимир Фриденберг. Чтоб не пропасть поодиночке...

Молодые художники Красноярска

Персональная выставка Василия Слонова

Безумству храбрых поем мы песню

Витая пара, или как купить хаб в Красноярске

Обеспечение электромагнитной безопасности при эксплуатации компьютерной техники

Роберт Кроль. Бенешовские хроники. Часть 1.

Роберт Кроль. Бенешовские хроники. Часть 2.

Роберт Кроль. Бенешовские хроники. Часть 3.

Роберт Кроль. Бенешовские хроники. Часть 4.

Роберт Кроль. Бенешовские хроники. Часть 5.

Роберт Кроль. Бенешовские хроники. Часть 6.

Двигатель вашей сети

Сергей Косыгин. Бег.

Go! Go! Go!
Русский Журнал
EZHE PRAVDA

<< |Точки на карте | Красноярск | Мысли вслух | MrDeSign | Ace | Кампусные сети | Гость | >>

29 марта 1999 года

Гость

Анатолий Ферапонтов

Столбистские байки (фрагмент)

Экология языка

Слоник -- это небольшая скала при самом входе на Красноярские Столбы: сразу за ним -- гигант Первый столб, а сам-то Слоник -- метров около семи высотой, не более. Основная тропа, которой столбисты и "турики" приходят сюда, упирается в него, раздвоившись, огибает и выводит на просторную полянку. Слева -- Чертова кухня, прямо -- Первый столб, позади -- Слоник. Направо -продолжение тропы, но редко кто здесь не остановится посидеть, отдохнуть, полазить. С лицевой, со стороны полянки, Слоник -- одна сплошная "катушка", как говорят столбисты; есть на него безымянные ходы справа и слева, а сзади -- Катушка Теплых, Кровососик с вариантами и Чипчик. Здесь и "дикий" столбист, и спортсмен-скалолаз может провести не без пользы и удовольствия хоть целый день.

Некогда все искусство заключалось в том, чтоб взобраться на эту скалку слева, а после съехать по катушке на "пятой точке". После кто-то сумел забежать по центру, просто пройти лазанием и даже "прогуляться" по катушке влево-вправо. Затем начались упражнения для асов: начать скольжение вниз головой, развернуться и приземлиться на ноги; медленно, без скольжения, спуститься, опираясь ладонями и цепляясь носками калош; наконец, таким же образом подняться. Все звезды красноярского скалолазания и альпинизма прошли "школу Слоника".

О Столбах, столбистах, столбизме как уникальном явлении до сих пор не написано правды, не издано, будем точны. Очень жаль, если было написано и пропало; хорошо, если найдется.

Почти ушли поколения довоенных столбистов, постепенно уходят в мир иной и следующие: скоро столбизм станет мифом. Не перечесть столбистов -- интеллектуалов, спасовавших перед темой. Куда легче было заезжим писакам: повесть некоего Малышева "Тринадцатый кордон" переиздана не раз; бойко и завлекательно для средне -российского обывателя, но лучше бы он описал жизнь на Марсе.

В России почти нет обжитых скал; Столбы хороши еще и тем, что они видны из города, а от конечной остановки автобуса до них не более часа ходу. Еще лет 30 назад добрая сотня различных компаний ходила на свои стоянки, разбросанные между скал; прямая тропа к Деду так и называется Огневкой, потому что вдоль нее ночами горели десятки костров. Нынче на Столбах порядки куда более строги: в заповеднике костры не жгут и под камнями не ночуют, только в немногих восстановленных после поджогов избушках.

Где тот человек, который покажет сегодня тропы Лунный проспект, Волчья, Наташин сворот... Вы только вслушайтесь в силу чьего-то чувства к неведомой нам девушке: ее именем тропа названа. Нет уже, наверное, той Наташи, как и влюбленного в нее парня, -- не последнего на Столбах, надо полагать, если уж и друзья его, а вслед и вся братва стали этот сворот так называть. Где он, Наташин сворот? Да что там: есть где-то и Шалыгинская тропа, но Анатолий Шалыгин, сын и племянник тех знаменитых столбистов и сам мастер альпинизма, не может ее указать.

Исчезают из памяти и обихода названия стоянок, отдельных камней, троп, полян, коротких ходов -- хитрушек. Лингвист Лилия Подберезкина -- единственная сегодня, кто печется об их сохранении.  Благородное дело; увы, сохранит она именник только на бумаге.

Пляски поднебесные

Старые столбисты одевались в особую, ими же придуманную, униформу, -- далеко не все, впрочем, поскольку существовал неписаный кодекс, регламентирующий право носить такую одежду, это право следовало заслужить. В каждой постоянной компании существовал свой тест на зрелость: где-то подъем на Второй столб, на Перья, а где-то -- непременно на Митру Сумасшедшим ходом. При взгляде на группу столбистов в полном традиционном облачении у новичков непременно должны были возникать ассоциации со средневековым Востоком.

Представьте: на голове -- бархатная тюбетейка, называемая отчего-то феской; она всегда расшита -- гладью, бисером, стеклярусом; узор произволен и зависит лишь от фантазии владельца. Поверх свободной рубахи -- "развилка", то есть бархатная жилетка; как правило, расшита и она, здесь любимый узор -- карточная масть на спине, но иногда -- герб компании, если он у нее есть. Талия столбиста туго обмотана кушаком, простецкой штукой кумачового ситца, до десяти метров длиной.

Кушак, разумеется, важная деталь экзотического костюма, но первостепенное его назначение сугубо функционально: влезши на какую-нибудь катушку, щелку, стенку, из которых и состоят столбовские ходы, владелец кушака свешивал его вниз с тем, чтобы страховать девушек и новичков. К тому же ночью, у костра, кушак становился постельной принадлежностью. Затем -- просторные сатиновые шаровары наподобие тех, что так любили запорожцы. Завершали наряд узконосые калоши, удобные для лазания по скалам.

Вы уже вообразили подобную фигуру; согласитесь, что и ограничения тут были оправданы: не сплошная толпа ряженых ходила по Столбам, а человек в униформе обращал на себя внимание. И пели тогда:

Шире, чем сибирская тайга,
Шаровары одеваю я
И ковбойки клетчатый распах,
Самой развеселой из рубах.

Крупной гладью вышитый жилет
И турецкой фески минарет,
Томские калоши в рюкзаке,
Десять метров в красном кушаке.

Логически трудно объяснить, почему именно на Столбах появился такой феномен, как столбизм; понимаю, что фраза звучит смешно: а что там еще должно появиться? Но ведь нет в мировых языках аналога этому слову: отчасти -- да, туризм, но туристов на Столбах пренебрежительно "туриками" зовут; отчасти -- альпинизм, скалолазание, но ведь не только; отчасти -- карнавал, непрерывный фестиваль какой-то, шутовство на грани смерти, но и за гранью; отчасти -- место, где завязывается дружба на всю жизнь, -- и все это вместе называется "столбизм". Однако в мире есть немало мест, вполне схожих: вот скалы и лес, а кое-где и море или река поблизости. Так нет же, достоверно известно, что нигде подобного сообщества не случилось, не создалось. Может, потому и -- не опишешь, в отдельное целое не свяжешь.

Сегодня уже нет былого столбистского духа. Все молодые столбисты "золотого века" ушли на фронт или в ГУЛАГ, как, например, Алексей Леушин, и сколько же их не вернулось! Может быть, тех, немногих, возвратившихся с войны столбистов, и не хватило, чтобы по-настоящему возродить былое сообщество? Нет больше карнавала, да и вернется ли когда?

Сам-то я застал столбизм -- настоящий -- уже на излете, в раздрае: середина 60-х. Любопытно: довелось участвовать в возрождении "Веселых ребят", а позже узнал, что тридцатью годами раньше членом этой компании был мой отец.

Но помню: воскресным днем, пройдя уже по Большому кругу, поднявшись на Первый, Деда, Перья, Четвертый столб и Митру, компания "Прометей" в огромном составе -- более полусотни человек -- облепляет Второй столб.

Почти все -- в живописных нарядах, с женами, детишками и со своим оркестром. Тут и баян, и труба, несколько гитар (вот уж непременный атрибут столбизма) -- вплоть до самодельных, из детских игрушек с горохом, маракасов. Компания дает сегодня концерт на Танцплощадке!

Может, это они так и назвали наклонную плиту перед самой вершиной. Полагаю, что любой смог бы на такой что-нибудь сбацать, но -- на уровне земли. Здесь же предлагаются иные условия: шаг влево, шаг вправо -- сами понимаете.

Вначале по периметру создается живой круг из сидящих членов компании, при этом оркестр садится наверху; концерт начинался с песен, и репертуар у тех ребят был богатый. А место угожее, отовсюду видное, так что зрители собираются на Первом столбе, на Слонике, и как только распорядитель концерта Дядя Ухо дает команду, -- вот тогда на этой наклонной поднебесной танцплощадке начинаются танцы. Оркестр играет, разумеется, не вполне профессионально; скажем прямо, -- кто во что горазд, но вполне от души, и дружный хор орет:

Все мы, все мы любим буги-вуги,
Все мы, все мы любим джаза звуки...

И уж, конечно, пары в центре круга не в вальсе кружатся, а исполняют нечто первобытно-дикарское, отчаянное -- по их мнению, и впрямь буги-вуги. Да что ж с нашей тогдашней глубинки и спросить-то было...

Разумеется, можно бы в том же составе уехать куда-нибудь на Минино, забраться поглубже в лес и так же петь, плясать, но, скажите, разве это одно и то же?

А в это время на одной из самых сложных вершин, на Коммунаре, творится другое действо. Два Володи -- Капеля и Громила -- уже вернулись с Перьев, где они по два-три раза исполнили сальто-мортале в Шкуродере.

Вот именно, что "мортале", без лонжи и батута. Нужно "всего-навсего" с высоты метров 35 кинуться в вертикальную расщелину вниз головой, сделать сальто и затормозить плечами и коленями. Теперь настала пора отдохнуть, и они на Коммунаре кипятят самовар и пекут блины. Неважно, как они затащили по скалам все необходимые причиндалы для этого, традиционного опять же, действа, -- кушак помог, конечно. Два Володи отдыхают, раздувают самовар и смотрят на пляски "Прометея" с соседней вершины, как из ложи бенуара. Те и другие -- одной крови, они -- столбисты без дураков.

Рис. Ю.Субботина

<< |Точки на карте | Красноярск | Мысли вслух | MrDeSign | Ace | Кампусные сети | Гость | >>


  

Пишите мне: alex@maxsoft.ru, сообщайте о новых сайтах и замеченных ошибках...




 Нет предела совершенству!

BISER

 

 Designed by MaxSoft © 1998-2001Go! Go! Go!      Красноярские Столбы  участник Rambler's Top100