Сталкер - еженедельный обзор российского интернета
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО РОССИЙСКОМУ ИНТЕРНЕТУ
Сталкер


RB2 Network

RB2 Network

Гостевая книга

АРХИВ

1998

1999

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день

Чу! Программистским духом пахнет!

Не так страшен FrontPage, как его малюют

Интернет и религия. Бизнес и фанатики.

Одержимые программисты - это не термин, а диагноз

Одержимые программисты. Часть вторая

Хватит болтать, работать надо!

Черный дым пиратских дисков

Компромат в интернете

Инструкция для Васи Пупкина "Как стать пиратом"

Генералы песчаных карьеров

Не акция, а процесс

Интернет в провинции

Апология Христа

Избушка, избушка, повернись к нам передом!

Сибирские крестьяне пишут письму султану Брунея

 Вот ЧИХнула так ЧИХнула!

Сумма технологий

Перемена участи

Казнить нельзя помиловать

Эх, обозрю!

А поутру они вменили

Охота пуще неволи

Испорченный телефон

Что значит имя?

Программа - не продукт

Зачем вам сайт? Не, вам сайт не нужен!

К вопросу о реализме Г.Г.Маркеса

Бесконвойный

Downgrade, или кладбище знаний

Нортландия-online

Поток сознания

Страницы, сайты, проекты

Три тонны презервативов

История с историей

Игра в БИСЕР

Сорок пять

Прокляты и забыты

Система жизни. Ч.1

Система жизни. Ч.2

Система жизни. Ч.3

Пальчики оближешь!

Перечитывая Гессе. Курортник

Перечитывая Гессе. Шизофрения.

Плач палача

Русская рулетка

 

<< | Точки на карте | Красноярск | Мысли вслух | MrDeSign | Ace | Кампусные сети | Гость | >>

5 апреля 1999 года

Мысли вслух

Интернет в провинции

На первый взгляд, интернет - понятие, начисто опровергающее понятие "провинция". Собственно говоря, одна из важных побед интернета как раз в том и состоит, что люди из так называемой глубинки получают свежую и полную информацию, границы бизнеса и просто общения раздвигаются... впрочем, не будем жевать избитые истины. В то же время интернет в Москве и, скажем, Улан-Удэ -это далеко не одно и то же. Количество денег, вращающихся в информационном бизнесе, разное. Близость к источникам информации разная. Да что там говорить, линии связи куда как хуже. В результате интернет в провинции развивается гораздо медленнее, чем в столицах, и это очень опасно.

В нормальных странах такой перекос невозможен. Вот скажем, где находится штаб-квартира Microsoft? В Вашингтоне? Как бы не так - в Редмонде. Может быть, IBM - вашингтонская фирма? Тоже не так. В развитых странах возможности бизнеса достаточно равномерно распределены по стране. Наша же действительность такова, что любая деятельность общероссийского масштаба (в том числе и интернетовская) почему-то происходит  только в столице. Редкие исключения типа конкурса БИЗНЕС-САЙТ 98 и фестиваля ИНТЕРНИТЬ-98, прошедшие в прошлом году в Новосибирске, только подтверждают это правило.

Все это происходит не от того, что нехорошие москвичи, дескать, захватили все ресурсы, в том числе информационные и денежные. Провинция инертна сама по себе. Она варится в собственном соку. На нее по большому счету никто не обращает внимания. Ей отведена роль пассивного потребителя. Опять-таки, не какими-то злыми силами, а ситуацией, сложившейся за последние лет восемьдесят, когда все мало-мальски способное группировалось в центре, потому что там жизнь была приличной (например, колбаса в магазинах была каждый день, а не к великим революционным праздникам). Поэтому проект типа Газеты.ру в принципе не мог родиться в Якутске или Магадане. Да даже в Новосибирске, где, по моим данным, аналогичный проект готовился, он столкнулся бы с большими трудностями как финансового, так и информационного характера.

Самая больная проблема интернета в провинции - это инфраструктура. Нормальный рынок интернета - это несколько провайдеров, конкурирующих друг с другом, несколько студий веб-дизайна, борющихся за заказчика, несколько местных веб-обозревателей, и так далее. Однако все это возможно только при определенном количестве потребителей интернета. Смею предположить, что именно это - важнейший показатель, к которому нужно стремиться.  До тех пор, пока количество пользователей интернета не достигнет некоторой критической массы (в процентах от общего населения региона), многие начинания будут просто бессмысленны.

Например, создаете вы студию веб-дизайна в некоем городе N. На заказы из других городов вам пока рассчитывать трудно. Вы приходите к директору   могучей по региональным понятиям фирмы и предлагаете ему сделать сайт. Директор, положим, ориентирован строго на рынок в своем регионе. Он спрашивает вас, а сколько может быть потенциальных посетителей его сайта. Потупив глаза, вы начинаете врать что-то о пяти тысячах, хотя знаете прекрасно, что таковых от силы пять сотен. Но директору неинтересны и эти пять тысяч. Он знает, что население города на порядок-два больше. И все. Плакал ваш заказ. И уходят от вас хорошие специалисты (которых вы с таким трудом подобрали в своем городе), так и не дождавшись адекватной работы и адекватной оплаты. То же самое - в любой области. Скажем, для меня писать свои веб-обозрения красноярского интернета для десятка-двух человек было бы чистейшей воды мазохизмом, поскольку я угрохиваю на них свои выходные полностью. И только   востребованность этих трудов для сотен ( а в последнее время - тысяч) посетителей дает мне силы не бросить это занятие, а, напротив, его развивать. Я думаю, под этими словами подпишется любой веб-обозреватель.

И так везде. Станет ли издатель газеты делать ее электронную версию, зная, что её будут читать от силы несколько человек? Не будет. Но, кстати, нередко делает. Но это происходит от той же неграмотности. Скажем, первые свои сайты и я тоже делал только для того, чтобы сделать. Никакого предварительного анализа аудитории, никаких там счетчиков посещений.О раскрутке вообще молчу.   Некоторые мои знакомые до сих пор вкладывают уйму сил в сайты, которые, кроме них самих, читают несколько человек в месяц, и то залетев на них случайно. Впрочем, я отвлекся.

Итак. Проблема номер раз. Набор критической массы посетителей интернета в городе N. Мне кажется, эта проблема распадается на две - проблемы монополизма и непросвещенности.

Как правило, интернет-услуги  в городе N предоставляет местный оператор связи. С одной стороны, это логично, потому что больше никто не располагает соответствующими ресурсами. С другой стороны, это плохо, потому  что положение монополиста позволяет ему цены держать высокими, а качество услуг - низкими. Не надо понимать эту фразу так, что все монопольные операторы связи тут же загибают цены при скверном качестве доступа. Я говорю о том, что положение позволяет им это сделать, и многие этим положением таки пользуются, рубя при этом сук, на котором сидят. Потому что, обеспечив более широкий доступ к интернету, они обеспечили бы себе куда больший и стабильный заработок. Того, кто "сел на интернетовскую иглу", очень трудно с нее стащить. Типичное подтверждение тому - август-сентябрь прошлого года, когда единственный, пожалуй, бизнес в России, который в это время не пострадал, а расширился, - был  как раз бизнес провайдеров интернета.

Я понимаю, конечно, что не все так просто. Каждый новый пользователь - это требование к увеличению количества  линий, мощности сервера и так далее. Тем не менее, провайдер, который печется не о сегодняшнем дне, а о завтрашнем, позаботится о том, чтобы снизить цену на доступ до минимума.

Но, кстати, это требование автоматически выполняется, как только на рынке возникает конкуренция. Развивать этот трюизм я не буду, замечу лишь, что даже при наличии одного оператора связи можно и нужно иметь нескольких провайдеров интернета, которые, может быть, не будучи свободными в цене за доступ, будут соревноваться в развитии сервисов для клиентов.

Итак, хотите бурного развития интернета в вашем регионе? Плодите провайдеров, сталкивайте их лбами, заставляйте их снижать цены и увеличивать качество сервиса.

Но этого недостаточно. В интернет ринутся школьники и студенты, которые сами быстро сообразят, что к чему и бросятся качать из сети рефераты, драйверы, анекдоты и голых девиц. С точки зрения провайдеров это, может быть, не так уж и плохо. Однако для развития нормального рынка интернета надо привлечь к интернету серьезный народ. А серьезный народ уверен, что в интернете как раз ничего, кроме порносайтов, и нету. Их в этом убедили журналисты их местных газет, которые, в свою очередь, прочли это в газетах центральных.

Что делать? Мы (я имею в виду Maxsoft) во времена, когда интернет был в Красноярске в зачаточном состоянии, просто устраивали семинары для менеджеров и руководителей. Читали им лекции, давали час-другой поработать в интернете, в нашем учебном центре. Через час это были конченые люди:о). Они говорили: "Так. Где тут у вас договор, я подписываю". Разумеется, нужно держать наготове не только технологию подключения одиночных пользователей, но и подключение через прокси-сервер целых организаций. Кстати говоря, просто категорически рекомендую провайдерам организовывать при себе заведения типа интернет-кафе. Посторонним фирмам такое кафе содержать тяжело (уже потому, что цена за час работы  взлетает выше дайлапной), а для провайдера нагрузка в несколько дополнительных клиентов (при том, что они не занимают модемы, а ходят "по прокси") минимальная. Зато эффект большой. Мало того, что эти кафе самоокупаются, плюс служат мощным рекламным средством, вдобавок их клиенты со времем созревают для перехода в "дайлапщики". Опять-таки, масса пользователей увеличивается за счет людей, не имеющих дома компьютера и/или телефона.

Нужно провести масштабную кампанию в прессе. Причем не рекламу услуг вашей фирмы, а именно рассказ о том, что такое интернет и с чем его едят. Важно только не поручать эту кампанию технарю, который начнет рассказывать бедным обывателям особенности реализации протокола TCP/IP шершавым языком техзадания. Лучше взять толкового журналиста, дать ему возможность как следует поработать в интернете, периодически вытаскивая его из порносайтов в более конструктивные области (а можно вообще "заложиться" не на журналиста, а на журналистку - она  по этим самым порносайтам не будет ходить:о). Он (она) напишет все как надо, только нужно вычитывать   произведения и вычищать всякие глупости типа сообщений о компьютерных вирусах, распространяющихся половым путем.

Кстати, для интереса подсчитал, сколько статей у меня было опубликовано в местной прессе  на тему интернета за последние два года. Оказалось около пятидесяти, и это не считая сорока выпусков СТАЛКЕРа, многие из которых дублировались в бумажной прессе. То есть, в среднем почти   статья в неделю. Я думаю, все же немалое количество новообращенных красноярских интернетчиков лежит на моей совести:о). Важно, что при этом не ставилась узкая цель - сделать их именно нашими клиентами. Задача ставилась именно так: создать критическую массу пользователей интернета в Красноярске, при которой будет возможно оказание других интернет-услуг, кроме собственно провайдерства (например, веб-дизайн, электронная коммерция и т.д.). Эта цель достигнута. В Красноярске эта критическая масса есть. Разумеется, это не только наша заслуга. Но мы вложились в это, что называется, по полной программе, причем вполне осознанно. Именно это я рекомендую провайдерам в тех городах, где интернет находится в зачаточном состоянии (потом количество клиентов начнет расти как снежный ком, и ликбез в прессе можно будет свести до минимума, зато  нужно будет наладить постоянное информирование о новинках в местном интернете; впрочем, об этом - позже...)

Одним словом, завершая тему критической массы пользователей (а впереди еще множество других тем), скажу: главное - это чтобы провайдеры не ограничивались своими узкими сиюминутными интересами, а смотрели вперед и работали на будущее. Причем эта работа на будущее не должна быть чисто технической (увеличение количества линий, замена сервера на более мощный, "утолщение" канала  и  т.д.). Не менее важна "гуманитарная" составляющая.

Но еще важнее эта составляющая в создании виртуального пространства в регионе. Впрочем, об этом - в следующем выпуске... А вам предлагаю высказываться в конференции, созданной специально для этого.

Встретимся через неделю. Ваш СТАЛКЕР.


<< | Точки на карте | Красноярск | Мысли вслух | MrDeSign | Ace | Кампусные сети | Гость | >>


  

Пишите мне: alex@maxsoft.ru, сообщайте о новых сайтах и замеченных ошибках...




 Нет предела совершенству!

BISER

 

 Designed by MaxSoft © 1998-2001Go! Go! Go!      Красноярские Столбы  участник Rambler's Top100