Сталкер - еженедельный обзор российского интернета
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО РОССИЙСКОМУ ИНТЕРНЕТУ
Сталкер


RB2 Network

RB2 Network

Гостевая книга

АРХИВ

Общие размышления по поводу... и без оного...

Стиль на веб-сайте

Продолжение повести о логотипах...

О шрифтах... Ну и о фонтах, естественно...

Психология восприятия

Психология восприятия. Часть 2

Основные средства и принципы композиции

Модульные сетки...

Продолжение о модульных сетках...

Акценты

Акценты. Приемы и способы акцентирования...

Среда... Но не день недели...

Как обращаться с цветом и тоном в среде...

Тон и цвет. Часть вторая.

Тон и цвет. Часть третья.

Постеры.

Постеры. Часть вторая

<< | Точки на карте | Красноярск | Мысли вслух | MrDeSign | Ace | Кампусные сети | Гость | >>

5 апреля 1999 года

Mr De Sign

Акценты

Всем добрый день.

Сегодня я решил продолжить тему "Акценты". Приемы и способы акцентирования.

Для начала попытайтесь убрать все лишнее и отвлекающее, то, без чего можно обойтись, не нанеся ущерб для вашего замысла. Почистить текст, разобраться с заголовками и подзаголовками, фотографиями и иллюстрациями. Затем поработать с фотографиями.

Как выделить основное в фотографии? Я думаю, тут очень хорошо применимы приемы и средства художников-живописцев и графиков. То есть те же самые пресловутые ( о которых я уже кратенько говорил) ввод в композицию, движение взгляда по элементам и объектам, перемещение, ритм, контраст, силуэт (+ контражур ), пятно и далее, далее. Минимальными средствами вы можете усилить воздействие конкретной фотографии, подчеркнув или выделив один или несколько принципов.


Пример №1.

Для начала анализ «исходника». Многоплановый пейзаж с готовым зрительным входом в композицию, отлично ритмизированный первый план (столбы), неплохое размещение элементов на втором плане, весьма удачный третий план, или фон (в данном случае небо). Из «недостатков» отметим одинаковые по тону первый и второй планы, как бы их соединение, «влипание».

simple1.jpg (6352 bytes)

Схематично это выглядит так - от первой схемы мы должны перейти ко второй, используя то правило, что на втором плане предметы и объекты менее контрастны и более сдержанны по цвету (воздушная среда и прочее). Но вообще-то это правило хорошо в пейзаже, где нарушение тональности планов может привести к путанице, но на самом деле в композиции именно акцент, композиционный центр имеет право на наибольший контраст. Ну а находиться он может и на первом, и на втором, и даже на заднем плане в зависимости от вашей задумки и используемого материала. Я   чувствую, что надо более детально рассмотреть эти понятия, и это будет чуть ниже.

simple1.jpg (6352 bytes)

simple1b.gif (5042 bytes)

И если технически все исполнено правильно, то результат должен быть примерно таким. Для сравнения я помещаю рядом и «исходник».

simple1.jpg (6352 bytes)

simple2.jpg (7142 bytes)


А теперь о терминах.

  • Акцент - выделение части композиции, изображения, объекта с целью изменения расстановки приоритетов, придания акцентируемой части большей смысловой важности, большего значения. Мы можем усилить контраст на самой акцентируемой части, или уменьшить этот контраст на других деталях, как это сделано в примере №2.

  • Композиционный центр - часть композиции, выделяемая композиционными приемами и средствами. В примере №1 композиционный цент - это дома на втором плане, выделяемые небом, частями забора и передним планом (дорожка, которая направляет взгляд прямо к ним). А акцентированы столбы забора на переднем плане (несмотря на то, что мы их и не трогали) высветлением второго плана. Разделение акцента и композиционного центра в данном случае и дало эффект пространственности.


Пример №2.

Имеем несколько четких планов и выразительную «конструкцию» на переднем плане, которая уже имеет и наибольший контраст светлого и темного, и цветовые акценты (белое пятно, красное пятно, замечательный ритм элементов «конструкции»). Недостатки - смысловой (верблюд все таки «корабль» пустыни, а не моря) и композиционный (излишне активные элементы на втором и третьем плане, немного отвлекающие внимание от центра). Ослабляем «недостатки», а то и вовсе избавляемся от них. В данной композиции пришлось еще менять холодные рефлексы от прибрежного воздуха на верблюде и арабе на теплые рефлексы пустынного типа. Это придает большую правдивость и реалистичность изображению. Ну и очень контрастная тень внизу является случайным акцентом, ослабляем и тень. И вот результат.

simple9.jpg (10200 bytes)

simple10.jpg (6960 bytes)


Пример №3.

Применение эффектов для акцентирования. В данном случае композиционный центр (перспективная точка схода) и акцент (машина с фигурой) разнесены в пространстве, что раздробляет композицию на две равноправные смысловые зоны (что не есть хорошо), поэтому желательно бы работу над композицией продолжить.

simple3.jpg (8971 bytes)

simple4.jpg (5128 bytes)


Пример №4.

Цветовое выделение. Из недостатков исходника для данной композиции отметим слишком высокий горизонт. Если опустить горизонт пониже, то усилится «монументальность» дорожного знака, и его значение для данной композиции. Ну и немного активный задний план. В данном случае можно ввести для усиления акцента черно-белый фон, оставив цветным только знак и надпись. Из смысловых эффектов можно заменить дорогу на пустыню, что и станет логичским завершением задумки (но от фотографии, взятой в качестве примера, ничегошеньки не останется). Все зависит только от задач.

simple11.jpg (7555 bytes)

simple12.gif (8686 bytes)


Материал для размышлений.

Такой же вариант рассуждений применим и к самой странице. Есть что-то, что вы считаете самым важным на странице, основная мысль или главный элемент, который должен привлекать внимание - его вы и должны выделить. Если нельзя усилить сам элемент, то можно ослабить его окружение. Двойным или тройным акцентом можно значительно усилить главное, но можно таким множеством и внутри вашего главного устроить полный бардак.

На этом варианте во второй картинке акцент ставится за счет иной формы, массы и контраста. В третьей картинке к перечисленному добавляется еще и активный цвет.

simple3a.gif (6126 bytes)

simple3b.gif (5869 bytes)

simple3c.gif (5205 bytes)


В этом примере на достаточно пестром фоне ставится цветной акцент, но этого явно недостаточно. Поэтому ослабляется окружение. В итоге вариант, близкий к предыдущему.

simple2b.gif (5271 bytes)

simple2c.gif (5717 bytes)

simple2a.gif (4037 bytes)


В этом примере активная, броская и выразительная шрифтовая композиция, но весьма дробная. Красный трудно сделать более красным, а черный - более черным. Поэтому просто ослабляются и удаляются лишние детали, отвлекающие внимание. Не может быть все главным. Нужно четко определяться с иерархией (см. прошлый выпуск).

simple4a.gif (8457 bytes)

simple4b.gif (8599 bytes)

simple4c.gif (7896 bytes)


Данные примеры не являются канонами или шаблонами для подражания. В каждом случае нужно подходить индивидуально и искать решение, наиболее подходящее для конкретного случая.


Отсебятина (вместо поскриптума).

p1.jpg (5976 bytes)

p2.jpg (4769 bytes)

p3.jpg (6976 bytes)

Думаю, что многие из вас, поняв суть композиции, принципов и применения схем, смогут другими глазами взглянуть на живопись, которую до сих пор называли абстрактной, и которая не менее реальна, чем полотна Рубенса или Шишкина. Большая обобщенность или ставка на схематизм обычно вызваны не «неумением» художника рисовать, а желанием остановиться на определенной степени прорисовки деталей для большей выразительности, экспрессии или чего-то другого. Умение убрать лишние детали до степени полной обобщенности тоже является высоким умением или даже талантом. К нашему счастью, власти уже не громят подобные выставки бульдозерами, не сажают таких художников в психушки...

Посмотрите на рисунки детей младшего возраста, тех, кого еще не «научили» рисовать учителя математики или просто начальных классов. Часто выразительность мысли и композиция на уровне больших мастеров. Лично я многому научился, глядя на рисунки своего сына. В 4-5 лет он выдавал композиции, которые я до сих пор храню. Зато сейчас он рисует траву, дом с трубой, облако и солнце, то, на что хватает фантазии у учителей начальных классов. Обидно, когда ради лишних 40-50 рублей люди вынуждены заниматься не своим делом. Не менее обидно, что художники предпочитают зарабатывать рекламой, раскраской щитов, но никак не учительством в школе. Такова наша жизнь (селяви, блин...)

Хотелось бы, что бы вы проявляли интерес не только к веб-дизайну с утилитарными целями, но и просто к живописи или графике, декоративному искусству - ведь этого тоже хватает в инете, и часто весьма высокого качества.

С уважнием Mr De Sign


mr.gif (8652 bytes)


<< | Точки на карте | Красноярск | Мысли вслух | MrDeSign | Ace | Кампусные сети | Гость | >>


  

Пишите мне: alex@maxsoft.ru, сообщайте о новых сайтах и замеченных ошибках...




 Нет предела совершенству!

BISER

 

 Designed by MaxSoft © 1998-2001Go! Go! Go!      Красноярские Столбы  участник Rambler's Top100