Сталкер - еженедельный обзор российского интернета
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО РОССИЙСКОМУ ИНТЕРНЕТУ

Сталкер


RB2 Network

RB2 Network

Гостевая книга

АРХИВ

Б.Левин. Хождение за три моря

А.Жусупов. Оптимальные формы мышления

А.Силаев. Что ты, сука, понимаешь в котятах?

А.Ферапонтов. Столбистские байки

В. Габелев. Школа выживания. Как прожить в Москве без денег

А.Силаев. Мелкое преступление, гуманное наказание

А.Бабий. Сталкер

В.Габелев. Миниатюры

Л.Петренко. Духовные корни столбизма

Е.Цывунин. Что такое интернет-маркетинг

Е.Цывунин. Счетчики и статистика на красноярских сайтах

В.Габелев. Стихи

Отец Федор (Романюк). Ленин (с христианской точки зрения)

Фотоконкурс!

В.Горелик. Последний

О.Самойленко. Большой ринг

Н.Л.Терский. Столбы и национальная культура

А.М.Жусупов,.Е.И. Крамида. Некоторые актуальные задачи современности

Серго и Чиж. Грушинский фестиваль

Илья Наймушин. Help!

Лилия Подберезкина. О языке столбистов

Виталий Шленский. Хайямизмы

Мемориал В.Теплыха

Евгений Данилов. У пиратов длинные руки, но короткие ноги

Сергей Калинин, Владимир Фриденберг. Чтоб не пропасть поодиночке...

Молодые художники Красноярска

Персональная выставка Василия Слонова

Безумству храбрых поем мы песню

Витая пара, или как купить хаб в Красноярске

Обеспечение электромагнитной безопасности при эксплуатации компьютерной техники

Роберт Кроль. Бенешовские хроники. Часть 1.

Роберт Кроль. Бенешовские хроники. Часть 2.

Роберт Кроль. Бенешовские хроники. Часть 3.

Роберт Кроль. Бенешовские хроники. Часть 4.

Роберт Кроль. Бенешовские хроники. Часть 5.

Роберт Кроль. Бенешовские хроники. Часть 6.

Двигатель вашей сети

Сергей Косыгин. Бег.

Go! Go! Go!
Русский Журнал
EZHE PRAVDA

<< | Точки на карте | Красноярск | Мысли вслух  | Ace | Кампусные сети | Гость | >>

26 июля 1999 года

Гость

Лилия Подберезкина

«Корпоративный язык: принципы исследования и описания (на материале языка столбистов)»

Фрагмент кандидатской диссертации

<..>Столбы для столбистов - особое смеховое пространство. Описание этого пространства, смехового мира столбистов как целостной системы, не входит в задачу данного исследования. Однако для характеристики корпорации представляется важным рассмотреть два аспекта этого явления: 1) смех как составляющая системы мировоззрения столбистов, которая во многом определяет их групповые нормы и ценности, явления корпоративной психологии и 2) смех как неотъемлемая часть народной культуры столбистов (смеховые действа, обрядность и т.д.) (данный аспект будет рассмотрен нами при описании основных форм культуры столбизма).

Смех столбистов, являясь одновременно мировоззрением и явлением их культуры, обнаруживает многие сходные черты со смеховым миром Древней Руси. Д.С.Лихачев, выявляя функцию древнерусского смеха "обнаруживать правду, раздевать реальность от покровов этикета, церемониальности, искусственного неравенства, от всей сложной знаковой системы данного общества", отмечает в целом его связь с раздвоением: "смех открывает ... в высоком - низкое, в духовном - материальное, в торжественном - будничное, в обнадеживающем - разочаровывающее" [Лихачев, 1984. С.35]. Это раздвоение характерно и для смехового мира столбистов, который, как и в Древней Руси, представляет мир "низовой", материальный, обнаруживающий за ширмой действительности ее наготу, глупость, "механистичность" [Там же. С. 39.]. Осмеянию, опрокидыванию в смеховой мир подлежит все происходящее как в самой столбистской среде (прежде всего любые проявления формализма и официальности), так и в искусственном мире города (семиотическое противопоставление города миру Столбов будет рассмотрено нами ниже). См., напр., традиционную шутку в компании Голубка: "Столбисты - это те, кто ходит на заседания общества столбистов" (заседания регулярно проводятся в городе и посещаются небольшой группой столбистов и любителей Столбов, в основном - пенсионного возраста, редко посещающих сами Столбы. - Л.П.). См. также текст "Кого считать настоящим столбистом" в журнале "Голубчик": "Кого считать настоящим столбистом? Вопрос краевого общества столбистов наболел до такой степени, что редакция журнала "Голубчик" предлагает обсудить его на своих страницах. Итак:

1. Настоящий столбист не тот, кто может и умеет лазить, а тот, у кого есть подружка и калоши.

2. Обыватель лезет на бабу, столбист - на Манскую Бабу (большая труднодоступная скала. - Л.П.) , а настоящий столбист - на бабу на Манской бабе.

Возникает вопрос, как быть, если:

а) Подружка с калошами;

б) До Манской Бабы не дотерпеть" [Голубчик,1993. С.54]. В столбистских компаниях популярно балагурство - национальная русская форма смеха, характерная и для древнерусского юмора (см. об этом: Лихачев, 1984). Коллективная "смеховая работа" - смех над собой, над собирательным образом компании, над гостем, над миром - при обязательном присутствии зрителей (членов компании) - может продолжаться часами. Высоко ценится не только умение смешить, но и смеяться со всеми над собой (это важный момент "вписанности" в компанию). Однако если в Древней Руси смех направлен не на других, а на себя ("смешащий ... "валяет дурака", обращает смех на себя, играет в дурака" [Там же. С.15]), то для столбистов более характерен смех, направленный на других. Это может быть дружеский шарж, пародия и даже злая сатира (в дневниках), шутки, адресованные гостям, в жанре застольного балагурства и т.д. Типичной формой смеха над собой является смех над собирательным образом компании, группировок внутри нее ("волки", "друзья", "группа товарищей" и т.д.). См., напр., тексты: У нас в Голубке все кривое/ и ложатся в ней криво//; коллаж из вырезанных газетных цитат краевого комитета партии в местной печати за 1985 год: "Поздравляем группу товарищей с высокими наградами Родины! Надеемся, что и впредь наши товарищи будут высоко нести знамя дружбы. Общие вам поздравления!" [Голубчик, 1993. С.12].

Смех у столбистов может быть продуктом как коллективного творчества (в устном общении), так и индивидуального (в дневниках компаний). Умение перевести любую мысль или высказанную невзначай фразу в смеховое пространство компании, вовлечь в это пространство всех присутствующих ("зрителей"), внутренняя потребность в непрерывной смеховой работе, погружении в смеховой мир независимо от настроения, с которым пришел на Столбы, - важные особенности их корпоративной психологии.

Смех - не только важная часть мировоззрения, психологии и культуры столбистов. В известном смысле он определяет "стиль" жизни. Всегда готовых "полазать, попеть, почудачить" (Яворский) столбистов отличает постоянная тяга и способность к розыгрышам, разного рода приключениям, забавным проделкам ("хохмам"). См., напр., тексты: На хохмы Грифы (компания столбистов. - Л.П.) были великие мастера// Туриков до середины столба доведут/ те дрожат/ ни назад ни вперед// А ребята им/ лезьте/ не бойтесь/ тут по четвергам вертолет летает//; "В избе было много интересных вещей. На стене висел большой и красивый термометр. По словам хозяев, его сняли с крайисполкома. Охранявшим милиционерам объяснили, что этот устарел, а они (метеорологи) поставят новый" [Тронин, 1993а]. В традициях столбистов было "погонять туриков", переодевшись в милицейскую форму, "прикинуться пьяными" и т.д. (О жанре хохмы в общении столбистов см. подробно гл.11, 2). Разыгрывают и своих - см., напр., рассказ В.Тронина "Нога" [Приложение 3. N 27].

Таким образом, умение "хохмить" - балагурить в избе и разыгрывать хохмы в жизни - важная корпоративная ценность в среде столбистов (о "зрелищных" и других проявлениях их народно-смеховой культуры см. ниже).

С "народно-спортивной" спецификой столбизма связано то, что в среде столбистов высоко ценится мастерство лазания. См., напр., тексты: С Теплыхом (непревзойденный мастер свободного лазания, трагически погиб. - Л.П.) только бурундуки соревнуются /было такое выражение// А теперь говорят ребята/ уже не соревнуются // Бурундуки по отрицалке не ходят//; "Вот Абалаковская щель, ведет она на Коммунар прямо снизу. Считалось, что Евгений Абалаков прошел ее когда-то. Но это неизвестно, мы точно не знаем. Лучшие скалолазы пытались пройти ее со страховкой, и не удавалось. И был на Столбах парень, Симочка. Он однажды пошел по щели без страховки, просто так, и взял ход. Это все видели. (...) Симочка ходил легко, ну, вот совсем без напряжения, и улыбался всегда" [Берман, 1983. С.117].

Мужество, большая физическая сила и выносливость, а также особые психологические качества столбистов во многом определяют отсутствие в их среде явного лидера (лидеров): "Ни комендантов, ни королей на Столбах никогда не было, потому как не может быть королей среди королей" [Там же. С.118].

Характерная особенность поведения столбистов - гостеприимство. Вошедшему в избу всегда предложат чай, если позволяет место - оставят ночевать; см., напр., тексты: А я смотрю/ ребята со Скита что-то не то/ поведение вроде нестолбовское// Ни тебе чаю не предложат/ негостеприимные какие-то ...//; "Особенностью столбистов было угощение чаем. "Пошвыркать чаишку" было нечто схожее с обычаями народов в безводных районах Средней Азии, у которых угощение водой считалось наивысшим признаком гостеприимства. Здесь же в "швыркать чаишко" из своих огромных деревянных чашек, которые каждый носил при себе, заключалась и невинная шутка лишний раз сгонять малоопытных еще столбистов вниз к ручью за водичкой" [ЛАЯ, N 7. С.7].

Нормы поведения столбистов определяются предписаниями обычая и правилами поведения ("уставами") каждой компании. Так, негласные предписания столбистских обычаев - оказать помощь нуждающемуся в ней на скале, даже если это представляет риск для жизни (известно немало случаев, когда столбисты, спасая человека, погибали), вывести на тропу заблудившихся в заповеднике. Примечателен в этом отношении рассказ столбиста 10-х гг. В.Б-ий (дан под псевдонимом). Он и его непримиримый политический противник Н., сгорая от взаимной ненависти, любили одну девушку. Однажды В., желая высечь фамилию своей невесты на карнизе Галя на Втором столбе, сорвался со скалы и повис на одной руке. С огромным риском для жизни спас его тот самый Н., отказавшись на прощание пожать ему руку. ..[ЛАФ, N 12].

"Вот Дуся Власова, сама бы она никогда не упала. Но на Такмаке застрял приезжий альпинист из Перми. Внизу было много парней, но полезла Дуся, она ходила лучше всех. Не успела она подойти, как пермяк сорвался и сшиб ее, вместе и полетели, там было не очень высоко, пермяк здорово разбился, а Дуся упала удачно - сломала ногу. Через неделю пришла на Столбы на костылях и взошла на Первый по "Катушке" [Берман,1983. С.118]. В заключение приведем характерный для многих столбистов рассказ В.Тронина: "(...) Отчаянно кричат. Смотрю, в верхней части Леушинского друг над другом два моряка. Военные, в бескозырках, в белых фломенках. Крепко засели, но и выпасть могут. Помочь надо, а чем? Всего снаряжения - брюки куском репшнура подпоясаны. В избу за веревкой сбегать не успеешь - упадут. Некогда думать. Крикнул им: "Держитесь - помогу!" и понесся вверх Сарачевкой.

Вот уж не зря лазим, не ленимся, да и подучили нас неплохо наши "гиды" из Вигвама. Долез до них, показал, как надо клиниться в щели, они сделали это, стало полегче. Но надо их вынимать, сами не вылезут. Надел я петлю репшнура себе на ногу и повис сам не очень крепко. Спускаю ее верхнему, прошу, умоляю матросика, чтобы не сдернул он резко, а то два или три трупа будет. Он понял и не дергал. С петлей в руке понемногу лез наверх. Нижний изводил нас своими воплями, дескать его бросают. Но вот вылез верхний, вдвоем быстро вынули нижнего, отдышались, поговорили о том, какой их черт туда занес" [Тронин,1993б].

Обычай и сама жизнь на Столбах предписывают столбистам по-хозяйски бережное отношение к природе заповедника. "Это они остановят "иногороднего", ломающего веточку у дороги или срывающего цветок. Они убирают каждую весну территорию туристско-экскурсионного района от мусора..."[Крутовская, 1982].

Правила и нормы поведения столбистов, зафиксированные в "уставах", "кодексах законов", предписывающие сохранение порядка в избе, соблюдение столбистских традиций, обучение новичков лазанию и т.д., могут варьироваться в зависимости от внутренней атмосферы в компании (об императивных жанрах письменного общения столбистов см. гл.II, 2).

Система санкций за нарушение столбистского кодекса включает как особо жесткие меры - например, в 30-ые годы за воровство в избе провинившегося могли привязать к дереву, насыпать в штаны горсть муравьев и оставить так на сутки, изгнание со Столбов навечно (например, в случае допущения падения гостя со скалы нетрезвым гидом-столбистом), так и легкие меры наказания - изгнание со Столбов на определенный срок, изгнание из данной компании, калошевание (битье калошами по мягкому месту) за мелкие провинности в избе и т.д.

Культура столбизма на всех этапах его развития вырабатывала свою точку зрения на мир. Корпоративная психология тесно связана не только с образом жизни столбистов, но и их особым мироощущением (о проявлениях корпоративной психологии в языке столбистов см.: Подберезкина, 1991; Подберезкина, 1990в).

Всем столбистам присущи характерные для подлинно народной культуры чувства оптимизма и бесконечной внутренней свободы ("... так хмельно и так свободно на Столбах в стране голодной!"). Эти чувства во многом связаны с особым праздничным мироощущением столбистов, праздничной настроенностью любого человека на Столбах. Как отмечает М.М.Бахтин, именно праздник, вырываясь за пределы всякого ограниченного содержания, порождает новый, свободный от серьезности, взгляд на мир [Бахтин,1990. С.303-304].

Уже говорилось о роли смеха в мировоззрении столбистов. Отметим также характерный для корпоративного мировоззрения взгляд свысока (и в прямом, и в переносном смысле) - на все то ложное, искусственное, что остается внизу, в городе, что мешает гармонии с природой. Окружающая столбистов реальная действительность либо опрокидывается в мир смеха ("кто выше - тот и прав"), либо подвергается созерцанию с высоты неба. С последним связана к о с м и ч н о с т ь мировосприятия столбистов: на вершине скалы, среди звездного неба, человек особенно остро ощущает себя частью природы и мироздания. Это запечатлели многие стихотворения и песни столбистов (см. Приложение 3). О философии "столбистского эпикурейства" см. [Подберезкина, 1993в].

Особое мироощущение столбистов порождается не только осознанием близости к природе, но и своей организованности в единый организм. Это ощущение своего единства, атмосферы равенства, вольности, праздничности нашло отражение во всех основных формах культуры столбистов, их народно-праздничной жизни, где с особенной силой воплотились русская удаль, поза, эпатаж, театральность - при постоянной ориентации на зрителя ("толпу"). Наложенные на вертикаль, они породили особый стиль лазания (см. об этом выше). Карнавальное начало ярко проявилось в экипировке столбистов, которая на разных этапах истории столбизма существенно отличалась от современной.

В конце 19 - нач. 20 века столбисты носили плисовые шаровары, яркие рубахи-косоворотки, фетровые шляпы. Лазали в лаптях, ботинках, сапогах - обуви, явно непригодной для этой цели. Для облегчения подъема в трудных местах ставились подставки из жердей. В качестве страховки применялись кушаки из цельного отреза яркого сатина длиной 7-10 метров, которые носили на боку, завязав бантами. Экипировка столбистов этого времени подробно описана в поэме А.Л.Яворского "Столбы" [ЛАЯ, 5]. Уже в 10-е годы двадцатого века некоторые красноярцы начали лазать в калошах - более удобной для лазания по скалам обуви (их подошва обеспечивает устойчивое сцепление с сиенитовой поверхностью скалы), которые до конца 80-х гг. являлись главным "опознавательным знаком" каждого столбиста. В 50-ые годы кушаки сменили прочные веревки, пестрые одежды - легкое трико. В настоящее время многие столбисты лазают в специальных т.н. скальных туфлях, выпускаемых местной фирмой. <..>


<< | Точки на карте | Красноярск | Мысли вслух | Ace | Кампусные сети | Гость | >>


  

Пишите мне: alex@maxsoft.ru, сообщайте о новых сайтах и замеченных ошибках...




 Нет предела совершенству!

BISER

 

 Designed by MaxSoft © 1998-2001Go! Go! Go!      Красноярские Столбы  участник Rambler's Top100