Сталкер - Интернет-журнал
 

Домой


Новые сайты

Бизнес

Искусство

Компьютеры, интернет

Личное

Наука и образование

Общество

Персональные страницы


Stalker TOP
Наша кнопка
Используйте для ссылок на сайт эту кнопку


Rambler's Top100 Service

Архив статей

Сталкеровская премия

История компьютерного Красноярска

Гостевая книга

 О проекте

Полезные ссылки

Расписание самолетов

Расписание поездов


Яндекс  Что ищем?  
 Где искать? В Yandex По красноярским сайтам По каталогу сайтов

<< 1 февраля 2000 года >>

 База

Лицензионное ПО. Игрушки.

О чем не надо писать…

Потому что об этом и так написано достаточно много. Да-да, очередной семинар “Пиратство и борьба с ним”. Как рассказать о лицензионном софте, не спотыкаясь на каждом шагу о пиратские аналоги, не представляю. Поэтому, коротенько, традиционный спич на тему “какие они нехорошие, эти нехорошие ребята!”.

“Не понимаю причин борьбы с пиратством”, – писала я редактору Game.EXE в период недолгого сотрудничества с этим журналом. Видимо, для того, чтобы поняла, тут же посыпались сюрпризы со стороны нашего радиорынка. Выражались они то в виде покупки пустой коробочки из-под CD по цене игры, то отказа обменять неисправный диск, причем на голубом глазу отрицалась сама принадлежность диска горе-продавцу. Причины борьбы с пиратами я так и не поняла, но некоторая неприязнь к ним после этих событий появилась и больше я такой вопрос не задам.

Самое грустное, что нет больше на этих рынках той атмосферы, как нет больше тех компьютеров и тех игр, кстати говоря. Сегодня это не андерграунд, это коммерция. Деньги, просто деньги, одни деньги (в мировом масштабе - 11 миллиардов долларов в 1998 году, если кому интересно). “Я нигде не видела столько умных мужских лиц!” - восхищалась одна моя знакомая, случайно посетив радиорынок со своим мужем. “Меня нигде так не обманывали, как там” - грустно отвечаю я ей спустя всего каких-то пять лет.

ОК, раз атмосферы больше нет, переходим на жесткий неромантичный режим финансовых оценок противостояния “лицензионный софт vs пираты”. В России, по данным BSA (Business Software Alliance), 89%-92% продаваемого ПО имеет нелегальное происхождение. Понятно, что этот десяток “честных” процентов в основном приходится на долю крупных фирм, для которых репутация дороже любых затрат на ПО, а также крупных специалистов, для которых качество рабочего инструмента, будь то графический пакет или ГИС какая-нибудь, тоже важнее этих затрат.

Вдаваться в дебри рассуждений о преимуществах лицензионного софта и о собственно наличии этих преимуществ в каждом конкретном случае – дело априори скучное и довольно объемистое. Поэтому начать стоит с простого. С игр, например.

Как купить СВОЮ игру

Статья с таким названием, опубликованная в раритетном экземпляре местной “Компьютерры” :’(, была ориентирована исключительно на пиратский рынок. В то время мне в голову не приходило, что игры можно покупать где-либо еще. Сегодня стоимость пиратского софта настолько взлетела, что многие начинают поглядывать в сторону лицензионных версий, включая, кстати говоря, наиболее дальновидных деятелей флибустьерского фронта.

Чем же еще, помимо пиратских неуемных запросов, вызван этот новый интерес? Прежде всего, огромным количеством новинок. Разобраться в этом потоке имен сложно, даже работая в игровой журналистике, не то что просто играя. Игр стало много, очень много.

Мировая игровая индустрия уже переплюнула по финансовым оборотам весь Голливуд, а это не самые мелкие расходы (годовой объем где-то около 60 млрд. долларов, совсем не игрушечная сумма). Если у вас есть Интернет, с этим потоком еще можно справиться, отслеживая новости и поглядывая на скриншоты и демо-версии. Кстати, о демо-версиях. 99% игр по качеству таковы, что игроки не проходят их дальше второго-третьего уровня, метким броском отправляя CD в квадрат форточки или в почтовый ящик соседа. Результат: на большинстве компьютеров постоянно живет две-три, от силы пять игр. Все остальное – мутный поток. Демо-версий.

Второе. Поиграть в новую суперзвезду – Quake III Arena – по Интернету без лицензионной версии игры у вас просто не получится. Пропатчить любимую игрушку, изуродованную пиратской локализацией, тоже затруднительно. И даже на бесплатный Battle.net лучше не соваться с русской версией Diablo. Не поймут. Интернет-сервис игрового ПО (патчи, дополнения, новые уровни etc) – мощный аргумент в пользу “родной” коробочки с игрой.

Что же получается в результате? Мы имеем по несколько игр, живущих постоянно на наших винчестерах, и мы хотим, чтобы эти сокровища как следует работали и могли участвовать в сетевых баталиях. А разве несколько – всего несколько – великих игр не заслуживают быть нормальной лицензионной продукцией? Заслуживают. Для остального потока есть игровые журналы, где люди уже отмучились, поиграв в различный отстой и заботливо собрав демо-версии этого отстоя на прилагаемые компакты. Нужно как-то пользоваться достижениями отечественной игровой журналистики…

Поэтому сегодня ситуация с приобретением игр благодаря развитию Интернета (все там будем!) кардинально меняется. На смену бесконечному перебору пиратской продукции приходит выбор своей игры путем сравнения демо-версий и последующее приобретение лицензионного диска вместе с долгожданной возможностью абсолютно полноценного сервиса.

Осталось посмотреть на цены этих дисков. И здесь таится первая неприятность: большинство продавцов предпочитает легальные версии всевозможных офисных приложений и ОС, отдав игрушки на откуп пиратскому рынку. И это – ощутимо сдерживающий фактор на пути к лицензионной игре. И то сказать, если нет собственно игры…

Скромная кучка зеленых рублей

Ввиду вышеприведенных доводов, имеет смысл обратиться к ценам на те игры, которые, что называется, не умирают. Данные взяты из последнего выпуска Информационного Бюллетеня.

“C&C: Tiberian Sun” – всего 15 у.е. в “ДВМ-Сибири”. Видимо, имеется в виду салон “Навигатор”. Я видела эту игру именно там; кстати, там еще есть подарочная версия (ок. 2000р.) - футболка из нее украшает стену салона (когда же наши деятели легкой промышленности разглядят эту нераспаханную ниву сверхдоходов – майки и постеры с игровой символикой?). 15 у.е. – это всего в два раза дороже пиратской версии (у TS два диска).

“21 пасьянс” 17 у.е. , продается в ЦИНТе. Дороже TS, причем здесь эта цена абсолютно нереальна: достаточно сходить на тот же www.download.ru, например, чтобы набрать там мешок вполне легальных freeware-пасьянсов.

“Heroes of Might and Magic III”, спасибо “Буке”, продаются в пяти фирмах по цене дешевле (!) пиратских версий – около 3 у.е. Есть какая-то ирония в том, что наиболее долговечная и одна из самых великих игр (игра 1999 года по версии ТВ-программы “Монитор” в Красноярске) стоит буквально копейки и при этом является легальной версией. Если у вас ее еще нет, значит, у вас и компьютера нет.

"Master of Orion II" (2 CD) - 47 у.е. стоит в Макссофте. Вроде бы дорого, но эта игра живет на компьютерах уже не первый год, и проживет еще долго. И это совсем не тот случай, когда нужно экономить.

"F-22 Lightning II" - 53 у.е. стоит там же. Эта цена мне кажется несколько завышенной: если знаменитые стратегии со временем почти ничего не теряют, то в мире симуляторов постоянно идет прогресс, особенно по части графики. И очень велико искушение вложить этот полтинник в апгрейд той же видеокарты.

"Братья пилоты. По следам полосатого слона" - 20 у.е., и тоже в Макссофте. Этот тот случай, когда нужно просто пойти и купить игру. Потому что игра хорошая, потому что отечественные разработчики заслуживают всяческой поддержки и потому что откуда же появятся новые русские игры, если у наших фирм все разворуют пираты?

POD Gold - 15 у.е. в Макссофте. Футуристический гоночный симулятор. Цена вполне соответствует возрасту игры, да и сама игра неплоха. Не такие уж они космические, эти цены на лицензионные игрушки.

Возвращаясь к главной проблеме: все вышеприведенные игры очень хороши, но здесь нет главных фаворитов. Нет Quake II, нет Age of Empires (II), нет NFS III-IV, нет даже старичка Diablo, то есть именно тех игр, которые имеют шанс быть проданными практически за любую цену. А вот парк компьютеров под эти игры есть, и он очень велик. Кстати, многие издатели время от времени выпускают сборники своих старых игр по вполне доступным ценам, и это как раз то, что доктор прописал, учитывая мощность большинства домашних компьютеров в России. И цена подходит, и продукт лицензионный.

Вторая проблема - практически нет новинок. Все лицензионные игры, предлагаемые сегодня к продаже, уже успели благополучно уцениться даже на радиорынке. Одним словом, пока все это находится в зародышевом состоянии, и желающим нормально играть в качественный продукт нужно либо подождать лучших времен, либо заказывать игры в Москве.

Выводы

Интерес пользователей к лицензионным играм растет, причем рост этот находится в тесной связке с развитием Интернета. По мнению многих пиратов, продажи игр в том виде, в котором они существуют сегодня, полностью себя не изживут, но очень сильно изменятся. В любом случае, день, когда хардкорные игроки и средний класс перекочуют с радиорынка в фирменные салоны, уже близок, как близок уже компьютер в каждом доме и Интернет в каждой розетке :). Весьма вероятно, что в ту же сторону мигрируют и многие пиратские фирмы, по крайней мере те из них, кто этот спрос вовремя разглядит.

Но сегодня все те же 90% продаж приходятся на долю пиратов – просто мало пока потенциальных покупателей лицензионных игр и, как следствие, мало самих игр. Впрочем, как только накопится критическая масса спроса, мы получим лицензионные версии чего угодно на каждом углу: слишком выгодный это бизнес, чтобы его игнорировать. Кстати, об играх. Еще один выгодный “бизнес” тоже начинался с того, что в начале ХХ века кокаин по простоте душевной продавали в аптеках всем желающим. Но это уже из другой оперы.

А мне остается проанонсировать тему следующей недели: тот же лицензионный софт, только чуть посерьезнее: ОС и офисные приложения. Там же – практика лицензирования, подробнее о BSA и SPA (Software Publishers Association) и, соответственно, обзор этих продаж в Красноярске.

И напоследок - объявление:о) Продам коробочку из-под игры Unreal в хор.состоянии, продам неработающий диск с игрой System Shock 2 (оч.дорого!), продам Diamond Monster II 3DFx PCI или меняю на Riva TNT AGP... вроде все :). Пишите на letters@ok.ru.

Марина Орлова


Анонс от Сталкера: 2 февраля - "Мысли вслух".  Перечитывая Гессе. Древо жизни.

Затравочка: "Веди меня к реке, и положи меня в воду, и научи меня искусству быть смирным... Вы, поди, думаете, что это про утопленников? Ну-ну..."

 

<< 1 февраля 2000 года >>

  

Пишите мне: alex@maxsoft.ru, сообщайте о новых сайтах и замеченных ошибках...




 Нет предела совершенству!

BISER

 

 Designed by MaxSoft © 1998-2001Go! Go! Go!      Красноярские Столбы  участник Rambler's Top100